Как художники работали во время блокады Ленинграда
Моя статья о том, как художники в тяжелых условиях работали в осажденном городе Ленинграде.
ЛЕНИНГРАДЦЫ — ХУДОЖНИКИ
900 дней и ночей была жуткая и тяжелая для ленинградцев военная блокада северного города. В те дни начиналась масштабная эвакуация жителей, но многие не покинули родное пристанище. Среди них были художники, которые продолжили свою творческую работу в трудных условиях.
Давайте вспомним наших патриотов страны, ведь они отобразили во многих своих картинах, эскизах, полотнах многие события тех времен.
Алексей Пахомов
Художник Алексей Пахомов до войны был учеником Николая Тырсы и творил в основном в книжной графике. Алесей остался в осажденном городе Ленинграде, где с 1942 года и по 1944 создал серию литографий «Ленинград в дни блокады». Более 30 работ вошло в цикл: «За водой», «На Марсовом поле в затишье», «В очаге поражения» и многие другие.
Художник вспоминал: «… я делал очень мало набросков с натуры. Больше наблюдал и запоминал. Вначале не было разрешения на зарисовки, а когда разрешение было получено, отважиться рисовать было не так — то просто. Население с таким недоверием и злобой набрасывались на рисующего, видя в нем диверсанта и шпиона, что рисование превращалось в непрерывное объяснение. Подходил какой — нибудь военный и успокаивал недоверчивых, что — де удостоверение на зарисовки настоящее, а не поддельное. Но военный и успокоенные уходили, появлялись новые прохожие, и снова надо было объясняться и отбиваться. Но главная причина, конечно, была не в этих трудностях. Просто события были столь значительные, что, мне казалось, и отражены они должны быть не в легких набросках, а в форме наиболее монументальной (в пределах графического искусства): в проработанном эстампе большого формата…»
Анна Остроумова — Лебедева
Главными героями графических пейзажей Остроумовой — Лебедевой всегда были Петербург, далее Петроград и Ленинград. В период блокады семидесятилетняя художница не покинула свой город. Она продолжала работать в кабинете, состоящий из ванной комнаты, где было спокойно и безопасно.
В своих «автобиографических записках» она вспоминала: «Писала часто в ванной комнате. Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу. Впереди на полочке — коптилка. Здесь глуше звучат удары, не так слышен свист летящих снарядов, легче собрать разбегающиеся мысли и направить их по должному пути. <…> Я хочу остаться. Твердо хочу остаться на все страшное впереди. Голова кружится от утомления и слабости, но я скрываю свое состояние и усердно пишу, внутренне терзая себя за плохое качество работы».
Во время войны Анна Остроумова — Лебедева издала открытки со своими пейзажами, создала целую галерею гравюр с изображением блокадного Ленинграда, красочно оформила пригласительные билеты на премьеру Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича.
Также художница вела ежедневник, который после войны помог ей издать книгу «Автобиографические записки», где она во всех красках создала портрет осажденного города, описала мужество и стойкость ленинградцев во времена блокады.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ: ЛЕГЕНДАРНЫЕ АКТЕРЫ — ФРОНТОВИКИ
Павел Филонов
Павел Филонов был популярным русским авангардистом. Начало войны он встретил в Ленинграде и умер от истощения в декабре 1941 года. Поэтому художник не успел запечатлеть события военных лет.
О смерти брата- художника вспоминала сестра: «… он лежал в куртке, теплой шапке, на левой руке была белая шерстяная варежка, на правой варежки не было, она была зажата в кулак. Он был как будто без сознания, глаза полузакрыты, ни на что не реагировал. Лицо его, до неузнаваемости изменившееся, было спокойно. <…> Рука большого мастера, не знавшая при жизни покоя, теперь успокоилась».
Работы Павла Филонова остались у его семьи, которая долгое время не могла эвакуироваться, боясь, что картины могут пропасть. Блокадный город они покинули, когда архив и полотна художника поместили в музей.
Иван Билибин
Известный художник Иван Билибин прославился своими театральными работами и книжными иллюстрациями. Его знали и в России, и за рубежом.
После шестнадцатилетней эмиграции художник вернулся в родной Ленинград в 1936 году. В любимом городе он продолжил свое рисование, также преподавал и работал в театре. Когда началась блокада, то Билибин не покинул Ленинград, хотя ему и предлагали уехать. Наркому просвещения Владимиру Потемкину он сказал: «Из осажденной крепости не убегают. Ее защищают».
Последняя работа Ивана Билибина это иллюстрации к былине «Дюк Степанович». Больной и физически истощенный художник трудился над ними до последнего своего дня: «Работа продолжается…Книга должна выйти, когда наступит победоносный мир. Книга о нашем эпическом и героическом прошлым…»
Иван Билибин умер 7 февраля 1942 года. Он до последнего работал в осажденном Ленинграде.
Соломон Юдовин
Художник Соломон Юдовин был учеником Рериха и Добужинского и занимался графикой. До войны он создал целый ряд, как «Гражданская война», «Оборона Петрограда в дни наступления Юденича».
Во время блокады в Ленинграде он выпускал почтовые открытки, начал работу над циклом «Ленинград в дни Великой Отечественной войны». Закончить не успел, так как художника эвакуировали в Ярославскую область, но после войны начатый цикл был завершен. Альбом гравюр был издан в 1948 году.
Константин Рудаков
Мирискусник Константин Рудаков был учеником Кустодиева и Добужинского. После революции делал иллюстрации для сатирических журналов «Смехач», «Чиж», «Крокодил», а также иллюстрировал литературу — «Ревизора», «Евгения Онегина».
Во время блокады художник создал ряд портретов бойцов противовоздушной обороны, делал эскизы театральных костюмов и декораций к пьесе Александра Грибоедова «Горе от ума» и Антона Чехова «Свадьба». Также Рудаков воплотил иллюстрации к «Анне Карениной» и «Войне и миру» Льва Толстого.
В 1942 году, в тяжелых для работы условиях, художник взялся за большой проект — огромное панно в честь 25 — й годовщины Октябрьской революции.
Художница Татьяна Белоцветова вспоминала: » У Рудакова очень большое панно, полное горя и смятения. Семья беженцев — мать и четверо детей — на фоне зарева пожарища спешит уйти от гибели. Впечатление…сильное, но не тяжелое: верилось, что люди спасутся…Комиссия…для осмотра панно Рудакова решила подняться на хоры. Некоторое время прошло в полном молчании. Потом сверху послышался тихий плач. Константин Иванович быстро поднялся наверх. Долго они там оставались».
Леонид Чупятов
Художник Леонид Чупятов был учеником у Кузьмы Петрова — Водкина и считался одним из деятелей русского авангарда. Принимал участие в выставках «Мира искусства» и «Жар — цвет». До войны работал в театре, был сценографом «Пиковой дамы» в постановке В. Мейерхольда, в мультипликации, а именно, нарисовал «Сказку о глупом мышонке» М. Цехановского.
Когда немцы стали наступать, то Леонид Чупятов не эвакуировался, а остался в осажденном городе Ленинграде. В последнем письме он говорил: «Я умру здесь, и моя семья, так мы решили…Я погибаю как художник, гибнут все мои честно, бескорыстно написанные вещи (м.б., никому не нужные, что поделать, очевидно, такие случаи редкие, но бывают), написанные в течение 30 лет…».
Леонид Чупятов умер в декабре 1941 года. Он успел написать полотно «Покров Богородицы над осажденным городом», как столп всей блокады.
Воспоминания Дмитрия Лихачева:
"Умирая, он рисовал, писал картины. Когда не хватило холста, он писал на фанере и на картоне. <...> Лучшая его картина <...> темный ленинградский двор колодцем, в них уходят темные окна, ни единого огня в них нет; смерть там победила жизнь; хотя жизнь, возможно, и жива еще, но у нее нет силы зажечь коптилку. Над двором на фоне темного ночного неба - покров Богоматери. Богоматерь наклонила голову, с ужасом смотрит вниз, как бы видя все, что происходит в темных ленинградских квартирах, и распростерла ризы; на ризах - изображение древнерусского храма. <...> Душа блокады в ней отражена больше, чем где бы то ни было".
ПОДВИГ ХУДОЖНИКОВ
Во время блокады Ленинграда работало очень много художников, а именно, около ста человек. Они занимались эвакуацией музейных ценностей, работали по маскировке военных объектов и монументальной скульптуры. Большой труд внесли в создание Музея героической обороны Ленинграда.
Художники — ленинградцы превращали свое искусство в гигантский агитационный ресурс. В своих картинах, эскизах они изображали эпизоды сражений и событий в ходе битвы за Ленинград, боевые действия партизан, трудовую жизнь горожан и многое…многое другое.
А мы будем помнить…
Фото: из интернета (Яндекс)
Понравилась статья? Подпишитесь на новостные рассылки.
[sbscrbr_form]