Сказ о камне: почему жемчуг могли носить только непорочные девушки
Жемчуг это символ невинности и чистоты.
ДЕВСТВЕННИЦЫ И ЖЕМЧУГ
Всем известно значение девственности, но повторюсь, это непорочная дева, не имеющая интимных отношений с мужчиной. В народе таких юных дев называли «честной».
Еще древние ювелиры считали белоснежный жемчуг девственным, непорочным, совершенным и сравнивали его с образом Девы Марии. Именно по этой причине русские иконы с изображением Богородицы украшаются жемчугом, а невесты на свадьбу надевают украшения из этого минералоида.
Британская королева Елизавета I всю свою жизнь носила платья, расшитые жемчугом, так как никогда не была замужем.
На Руси жемчуг был излюбленным украшением.
"Белизна, переливчатость блеска делали его символом чистоты, праведности. Мягкость, нежная серебристость, волшебное мерцание придавали особое очарование русским костюмам. Любимым дарили жемчужные ожерелья - символ супружеской верности, благодарности, честности. Девушки вплетали жемчуга в косы, обрамляли волосы, носили жемчужные нити на шее"
Историческая родина жемчуга
Историки считают родиной жемчуга Персидский залив. Большие залежи минерала есть и в Венесуэле. Думаю, что на Руси его было тоже предостаточно.
Как — то что Христофор Колумб во время путешествий обнаружил жемчуг на одном из берегов Южной Америки. А было это так.
Мореплаватель высадился на морском побережье и начал готовить себе еду, состоящую из устриц на огне, внутри нее он обнаружил жемчужину.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: СКАЗАНИЕ О КОСТРОМСКОМ ЮВЕЛИРНОМ ПРОМЫСЛЕ
Рукоделие из жемчуга на Руси
Рукоделие на Руси имело значимое место.
Например, до конца XVIII века жемчуг добывали в 200 реках и водоемах Московского государства. В пределы столичного княжества входили и прилегающие территории Ржевского Поволжья.
В середине XIX века в Тверской губернии сельские жители организовали ряд мастерских по производству изделий из жемчуга. Они шли на продажу в Москву, Санкт — Петербург и другие крупные российские города. Это имел хороший заработок для жемчужных мастериц. Специальная артель была открыта и в Новоторжском земстве, появляются мастерские вязальщиц. Женское ремесло и рукоделие развивалось в монастырях, где такой труд был каждодневной работой. По русским традиционным канонам работали центры женского рукоделия в Торжке, Старице, Торопец, Ржеве.
В те времена жемчуг приобретает большое значение в украшении женской народной одежды, а также в убранстве царских особ. Природный минерал был очень популярен вплоть до второй половины XIX века, потом его заменяет бисер.
«Отделка народного костюма Тверской губернии до середины XIX века (а в отдельных регионах и до начала XX века) была фиксированной и традиционной. Это выражалось в компоновке различных частей женской одежды в целом, в головном уборе, шейных, нагрудных, наплечных и наручных украшениях — оберегах. Та же тенденция прослеживалась и в орнаментике, цвете, общем «звучании» женского образа. «Головы девушек покрываются венцами, которые обтянуты серебристым глазетом, низ обшит золотым газом и высажен жемчугом, к краям пришиты рясы (жемчужная сетка), они закрывают половину лба; в ушах жемчужные четырехугольные с камушками серьги; с венца ниспадает на спину белый платок, нередко шелковый, шитый золотом; чтобы платок шире лежал на спине, под него кладется накрахмаленный плат, подкладка; платок подвязан под подбородком узлом».
Жемчуг, перламутр, натуральные каменья местные рукодельницы применяли в различных видах вышивки и шитья для объемности и цветового акцента. Для традиционного орнаментального украса использовались: золотая нить, серебряный и золоченый шнур, канитель, шелк, шерсть, мулине. Жемчужные, а потом и бисерные вышивки делали нарядными головные уборы, шейные украшения, наплечники, манжеты.
"Наряды замужних женщин, главным образом, отличаются от нарядов девушек головными уборами: венец с выходом торопчанки замуж, заменяется кокошником; верх и затылок его из золотой парчи, передняя часть высажена жемчугом и шишками (жемчужные гроздья), числом до тридцати и более; наибольшая шишка посреди лба, наверху каждой шишки крупная жемчужина; окраину кокошника составляют жемчужные рясы. Подобные шапки у некоторых торопчанок стоили в старинные годы от 2 до 7 тысяч рублей серебром"
Девичий камень
Жемчуг считается камнем девушек. Природный материал обладает жизненной энергетикой, живой силой. Чтобы жемчуг жил, не чах, его нужно очень часто носить на теле. Его функция обмениваться и обоюдно подпитываться от двух организмов — минерала и человека. Есть такое поверье, что молодые девушки имеют способность возвращать жемчугу его оригинальный блеск. Многие обращали внимание, что у пожилых дам украшения из перла быстро высыхали и съеживались. Есть даже легенда, как состоятельные в возрасте дамочки отдавали жемчужные работы молодкам «кровь с молоком», чтобы они дали изделию живительной силы.
Уход за минералом
Чтобы жемчуг всегда сверкал, был чистым и не терял своих чудодейственных качеств, за ним требуется особый уход.
Раньше жемчужные нити чистили крупной солью, которой пересыпали ряды драгоценных камней, перекладывали в холщовый мешочек и полоскали в воде, пока не растворится соль. Далее вытирали досуха мягкой теплой замшей.
Натуральный жемчуг растворяется в уксусе, а поддельный растворить невозможно
Есть и древний рецепт для восстановления жемчуга, а именно, собирали майскую росу, заливали ей минерал в банке, закрывали бумагой и выносили на солнце. Говорят, жемчуг расцветал и переливался своим радужным перламутровым блеском.
Бытует много легенд, как «оживить» жемчужинки, но самая главная истина в том, что только у непорочных девушек жемчуг сверкает и обладает живой СИЛОЙ.
"Скрепя сердцем она велела невесткам одеваться в шелковые сарафаны и расшитые золотом кокошники, а Нюше достала из сундука свою девичью повязку, унизанную жемчугами и самоцветным камнем"
Кельтская легенда
Древние кельты полагали, что ландыши — это не цветы, а заколдованные сокровища эльфов. О прекрасных ландышах они рассказывали красивую легенду.
Однажды молодые охотники устроили засаду на диких зверей в глубокой лесной чаще. Самый молодой из них случайно увидел крохотного эльфа, летевшего с тяжелой ношей. Кельты выследили путь маленького эльфа. Оказалось, что нес он маленькую жемчужину на гору перлов, возвышавшуюся под старым раскидистым деревом.
Не устояв перед таким искушением, один из охотников решил взять одну жемчужину — крохотный перламутровый шарик. Но как только он к ней прикоснулся, вся гора сокровищ рассыпалась. Люди тут же кинулись собирать жемчужины, забыв об осторожности. На шум возни и жадные возгласы прилетел эльфийский король. Увидев охотников, набирающих полные торбы жемчуга, он обратил весь клад в… душистые белые цветы.
С тех пор маленькие эльфы мстят алчным людям за потерю своего драгоценного клада. Зато ландыши они любят настолько, что каждую ночь натирают их салфетками, сотканными из нежнейшего лунного света…
Источник: Калмыкова Л. Э «Народное искусство Тверской земли», Сребродольский Б. И. «Жемчуг», Мамин Сибиряк Д. Н. «Дикое счастье»
Картинки: из интернета (Яндекс)
Понравилась статья? Подпишитесь на новостные рассылки.