Сказание о костромском ювелирном промысле
история

Сказание о костромском ювелирном промысле

После своей статьи про Плёс, где я отдыхала осенью прошлого года, как я и обещала, пишу для вас, мои друзья, интересную историю про костромских ювелиров, про возникновение этого удивительного, красивого, творческого дела.

ИСТОРИЯ КОСТРОМСКИХ ЮВЕЛИРОВ

Костромская земля богата продукцией, известной за пределами не только края, но и России. Это и льняная одежда, лес, лосиная ферма и, конечно же, Красносельская скань. Кострома издавна славилась своими серебряными изделиями и украшениями. Самые древние ювелирные изделия, найденные на территории Костромских земель, относятся к X веку. Но принято считать, что зародился ювелирный промысел в XVI веке. Первые исторические сведения о костромских серебряниках были зафиксированы в переписной книге Казани (1565 — 1568 гг.), где есть имя Рудака Борисова, который держал лавку с железными и серебряными изделиями. Он был родом из Костромы. Первые ювелирные изделия, которые сохранились в собраниях Костромского архитектурного музея-заповедника, Государственного Исторического музея и Оружейной палаты, выполнены костромичами, относятся к XVII веку. Это церковные сосуды, кресты, оклады икон, рукоятки ножей, мечей и т. д. Отмечается очень высокое качество всех изделий, имеющий свой местный почерк и разнообразие техники. Наряду с индивидуальными костромскими изделиями были и рядовые, например, табакерки, которые отличались от московских особым своим костромским клеймом. В Костромском ювелирном искусстве не было однотипности, потому что постоянные пожары уносили много жизней и в город приезжали жители Новгорода, Ярославля, Вологды. Из Москвы очень часто присылали в дар серебряную утварь для костромских монастырей и церквей. И, конечно же, это сказалось на развитие ювелирного дела в Костроме. Были и торговые связи с Западом — Голландией, Англией, Германией — в орнаментах появились готические мотивы, округлые выпуклости.

А ВОТ И БАЙКА

Испокон веков в Костромской области большая часть населения, в основном мужчины, были заняты ювелирным делом: крутят цепочки, крепят замочки, рисуют-паяют. Ходят слухи, что чуть ли не у каждого второго в крови «золотые ручки» ювелира. И откуда они взялись? Есть версия, что навыки идут от немцев, которые в свое время были разбиты на Ладожском озере, осели на костромской земле и успешно стали заниматься ювелирным делом. Многие склоняются к другой версии, которая больше похожа на правду — костромская территория издревле была царской вотчиной.

НАРОДНЫЕ ЮВЕЛИРЫ В СЕЛЕ КРАСНОМ

Многим известно, что в Костромской области расположен посёлок Красное-на-Волге, откуда несколько веков назад и началась история ювелирного промысла. Здесь проживают и работают ювелиры нескольких поколений.

Красносельские ювелиры знамениты на Руси с древнейших времен. Доказательством служат документы, где излагаются факты, что в XVII веке в Серебряной палате Москвы в списке мастеров числился красносельский золотарь Михаил Савельев, а в начале XVIII века перечисляются мастера-серебряники, которые брали в Оружейной палате пробы и позволительные письма.

Интересно ещё узнать откуда произошло название села Красное? От красивого (красного) места на берегу Волги, где когда-то была пристань, где приставали волжские струги. В 1569 году село принадлежало Борису Годунову. Позже, в 1762 году Екатерина II на основании указа Сената передала село своей фрейлине:

«…Бывшей при дворе нашем фрейлине Прасковье Бутаковой, которая ныне в замужестве лейб-гвардии Конного полка за поручиком бароном Сергеем Строгановым, да брату её родному того же полка отставному ротмистру Петру Бутакову жалуем мы в Костромском уезде село Красное с 325 душами».

В начале XIX века Красное с деревнями принадлежало князьям Вяземским.

Итак, развиваться ювелирное производство начало с 1830 года, когда в Красном изготавливались бронзовые, серебряные и латунные изделия, расходившиеся не только по России, но и в Персии, а также в балканских государствах.

Расцвет ювелирного дела пришелся на 50-70-е годы XIX столетия. В те времена население сёл и деревень занимались созданием ювелирных изделий, особенно это практиковалось в селе Красное.

«Главным же центром его следует считать село Красное, где из шестисот крестьянских дворов редкий тем или другим образом не участвует в промысле».

В XIX веке в Красном и его окрестностях насчитывалось две тысячи кустарей, занимающихся ювелирным делом. Появились и скупщики, которые имели свои оборудованные мастерские. В начале XX века в 1912 году в селе перерабатывалось около 2,5 тысяч пудов серебра. Для того времени это была самая масштабная работа.

Вот что пишет об этом в своей книге М. М. Постникова-Лосева:

«Земельные наделы крестьян были настолько малы, настолько недостаточны для существования, что многие семьи занимались серебряным ремеслом. Отсутствие надлежащего оборудования, инструментов, широкое применение разделения труда и спрос на дешевый товар привели к сильному понижению качества продукции и почти совершенно стерли индивидуальные особенности отдельных мастеров.

Ремесленники были всецело зависимы от скупщиков, которые, кроме того, владели необходимыми для работы орудиями производства: штампами, вальцами и другим недоступным ремесленникам оборудованием».

В основном красносельские ювелиры изготавливали изделия для простого народа. Их ассортимент состоял из недорогих украшений, предметов сервировки стола (ложки, вилки, салфетницы и т.д.) и церковного обихода. Вещи оказались востребованными в России и за её пределами.Творчество ювелиров всегда перекликалось с народным фольклором, местными обычаями, праздниками и поверьями.

Так как ассортимент изделий был простой, то не было никаких трудностей заниматься ювелирным делом на дому, что и делали красносёлы. Ювелирный промысел приобрёл общественный характер и имел особое влияние на быт населения и особенности жизни.

В XVIII — XIX ювелиры теряют свою индивидуальность, в основном вся Россия носит в это время изделия из Красного. Но, спустя некоторое время, многие мастера выходят на другой творческий ювелирный уровень. Жители Красного рассказывают, что в конце 30-х годов XX века два мастера — Серов и Шестерен — создали миниатюрный серебряный стол, на котором стоял самовар и чайный прибор. А другие умельцы смастерили из серебра крохотного коня, впряженного в тарантас. У всех это вызывало восторг и восхищение.

Издавна визитной карточкой красносёлов считалась скань. Это техника изготовления изделий путём спаивания тонкой проволоки из драгоценных металлов в узор, которые можно дополнять эмалью, камнями и зернью (мелкие золотые и серебряные шарики). В своём творчестве ювелиры применяли технику чеканки, гравировки, литья, изготавливали украшения и посуду из чернёного серебра.

В 1897 году по инициативе Костромского земства на средства Министерства финансов открывают в селе Красном класс технического рисования, а в 1904 году — художественно-ремесленную мастерскую золото-серебряного дела, которая впоследствии стала, как знаменитое Красносельское училище художественной обработки металлов.

В этой области сразу повысился художественный уровень украшений красносельских ювелиров. Их изделия приобрели популярность и стали выставляться на выставках в России и за рубежом.

В 1919 году была создана Красносельская трудовая производственная артель «Красносельский ювелир». В 1960 году её преобразовали в фабрику, а затем в первый ювелирный завод.

Красное-на-Волге имеет статус крупного центра ювелирного производства, благодаря Красносельскому училищу художественной обработки металлов. Оно единственное учебное заведение по подготовке художников-ювелиров в России, а также член Ассоциации «Гильдия ювелиров России».

В поселке Красное-на-Волге находится единственный в стране специализированный музей ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Здесь хранится около 3 тысяч экспонатов, наибольшим интересом из которых пользуется коллекция «Красносельская скань». Ювелирные изделия сделаны с ажурными узорами из золотых, серебряных, медных или посеребрённых и позолоченных нитей, скрученных или просто соединенных вместе в проволоку по две или три. В этом же музее можно увидеть инструменты и оборудование ювелира-кустаря XIX века.

Сегодня каждый день в Кострому и село Красное люди спешат из Москвы, Ярославля и других городов, чтобы пройтись по многочисленным частным ювелирным магазинчикам, посетить знаменитый Костромской ювелирный завод, где можно посмотреть и купить для себя или в подарок красивые изделия из серебра, золота.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.

Один комментарий

  • Любовь

    Костромская ювелирка самая прекрасная. Я себе приобрела трио «Мистик» — смотрится празднично.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.