Сказание о костромском ювелирном промысле
история

Сказание о костромском ювелирном промысле

После своей статьи про Плёс, где я отдыхала осенью прошлого года, как я и обещала, пишу для вас, мои друзья, сказание про костромских ювелиров, про возникновение этого удивительного, красивого, творческого дела.

ИСТОРИЯ КОСТРОМСКИХ ЮВЕЛИРОВ

Костромская земля богата продукцией, известной за пределами не только края, но и России. Это и льняная одежда, лес, лосиная ферма и, конечно же, Красносельская скань. Кострома издавна славилась своими серебряными изделиями и украшениями. Самые древние ювелирные изделия, найденные на территории Костромских земель, относятся к X веку. Но принято считать, что зародился ювелирный промысел в XVI веке. Первые исторические сведения о костромских серебряниках были зафиксированы в переписной книге Казани (1565 – 1568 гг.), где есть имя Рудака Борисова, который держал лавку с железными и серебряными изделиями. Он был родом из Костромы. Первые ювелирные изделия, которые сохранились в собраниях Костромского архитектурного музея-заповедника, Государственного Исторического музея и Оружейной палаты, выполнены костромичами, относятся к XVII веку. Это церковные сосуды, кресты, оклады икон, рукоятки ножей, мечей и т. д. Отмечается очень высокое качество всех изделий, имеющий свой местный почерк и разнообразие техники. Наряду с индивидуальными костромскими изделиями были и рядовые, например, табакерки, которые отличались от московских особым своим костромским клеймом. В Костромском ювелирном искусстве не было однотипности, потому что постоянные пожары уносили много жизней и в город приезжали жители Новгорода, Ярославля, Вологды. Из Москвы очень часто присылали в дар серебряную утварь для костромских монастырей и церквей. И, конечно же, это сказалось на развитие ювелирного дела в Костроме. Были и торговые связи с Западом – Голландией, Англией, Германией – в орнаментах появились готические мотивы, округлые выпуклости.

А ВОТ И БАЙКА

Испокон веков в Костромской области большая часть населения, в основном мужчины, были заняты ювелирным делом: крутят цепочки, крепят замочки, рисуют-паяют. Ходят слухи, что чуть ли не у каждого второго в крови “золотые ручки” ювелира. И откуда они взялись? Есть версия, что навыки идут от немцев, которые в свое время были разбиты на Ладожском озере, осели на костромской земле и успешно стали заниматься ювелирным делом. Многие склоняются к другой версии, которая больше похожа на правду – костромская территория издревле была царской вотчиной.

НАРОДНЫЕ ЮВЕЛИРЫ В СЕЛЕ КРАСНОМ

Многим известно, что в Костромской области расположен посёлок Красное-на-Волге, откуда несколько веков назад и началась история ювелирного промысла. Здесь проживают и работают ювелиры нескольких поколений.

Красносельские ювелиры знамениты на Руси с древнейших времен. Доказательством служат документы, где излагаются факты, что в XVII веке в Серебряной палате Москвы в списке мастеров числился красносельский золотарь Михаил Савельев, а в начале XVIII века перечисляются мастера-серебряники, которые брали в Оружейной палате пробы и позволительные письма.

Интересно ещё узнать откуда произошло название села Красное? От красивого (красного) места на берегу Волги, где когда-то была пристань, где приставали волжские струги. В 1569 году село принадлежало Борису Годунову. Позже, в 1762 году Екатерина II на основании указа Сената передала село своей фрейлине:

“…Бывшей при дворе нашем фрейлине Прасковье Бутаковой, которая ныне в замужестве лейб-гвардии Конного полка за поручиком бароном Сергеем Строгановым, да брату её родному того же полка отставному ротмистру Петру Бутакову жалуем мы в Костромском уезде село Красное с 325 душами”.

В начале XIX века Красное с деревнями принадлежало князьям Вяземским.

Итак, развиваться ювелирное производство начало с 1830 года, когда в Красном изготавливались бронзовые, серебряные и латунные изделия, расходившиеся не только по России, но и в Персии, а также в балканских государствах.

Расцвет ювелирного дела пришелся на 50-70-е годы XIX столетия. В те времена население сёл и деревень занимались созданием ювелирных изделий, особенно это практиковалось в селе Красное.

“Главным же центром его следует считать село Красное, где из шестисот крестьянских дворов редкий тем или другим образом не участвует в промысле”.

В XIX веке в Красном и его окрестностях насчитывалось две тысячи кустарей, занимающихся ювелирным делом. Появились и скупщики, которые имели свои оборудованные мастерские. В начале XX века в 1912 году в селе перерабатывалось около 2,5 тысяч пудов серебра. Для того времени это была самая масштабная работа.

Вот что пишет об этом в своей книге М. М. Постникова-Лосева:

“Земельные наделы крестьян были настолько малы, настолько недостаточны для существования, что многие семьи занимались серебряным ремеслом. Отсутствие надлежащего оборудования, инструментов, широкое применение разделения труда и спрос на дешевый товар привели к сильному понижению качества продукции и почти совершенно стерли индивидуальные особенности отдельных мастеров.

Ремесленники были всецело зависимы от скупщиков, которые, кроме того, владели необходимыми для работы орудиями производства: штампами, вальцами и другим недоступным ремесленникам оборудованием”.

В основном красносельские ювелиры изготавливали изделия для простого народа. Их ассортимент состоял из недорогих украшений, предметов сервировки стола (ложки, вилки, салфетницы и т.д.) и церковного обихода. Вещи оказались востребованными в России и за её пределами.Творчество ювелиров всегда перекликалось с народным фольклором, местными обычаями, праздниками и поверьями.

Так как ассортимент изделий был простой, то не было никаких трудностей заниматься ювелирным делом на дому, что и делали красносёлы. Ювелирный промысел приобрёл общественный характер и имел особое влияние на быт населения и особенности жизни.

В XVIII – XIX ювелиры теряют свою индивидуальность, в основном вся Россия носит в это время изделия из Красного. Но, спустя некоторое время, многие мастера выходят на другой творческий ювелирный уровень. Жители Красного рассказывают, что в конце 30-х годов XX века два мастера – Серов и Шестерен – создали миниатюрный серебряный стол, на котором стоял самовар и чайный прибор. А другие умельцы смастерили из серебра крохотного коня, впряженного в тарантас. У всех это вызывало восторг и восхищение.

Издавна визитной карточкой красносёлов считалась скань. Это техника изготовления изделий путём спаивания тонкой проволоки из драгоценных металлов в узор, которые можно дополнять эмалью, камнями и зернью (мелкие золотые и серебряные шарики). В своём творчестве ювелиры применяли технику чеканки, гравировки, литья, изготавливали украшения и посуду из чернёного серебра.

В 1897 году по инициативе Костромского земства на средства Министерства финансов открывают в селе Красном класс технического рисования, а в 1904 году – художественно-ремесленную мастерскую золото-серебряного дела, которая впоследствии стала, как знаменитое Красносельское училище художественной обработки металлов.

В этой области сразу повысился художественный уровень украшений красносельских ювелиров. Их изделия приобрели популярность и стали выставляться на выставках в России и за рубежом.

В 1919 году была создана Красносельская трудовая производственная артель “Красносельский ювелир”. В 1960 году её преобразовали в фабрику, а затем в первый ювелирный завод.

Красное-на-Волге имеет статус крупного центра ювелирного производства, благодаря Красносельскому училищу художественной обработки металлов. Оно единственное учебное заведение по подготовке художников-ювелиров в России, а также член Ассоциации “Гильдия ювелиров России”.

В поселке Красное-на-Волге находится единственный в стране специализированный музей ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Здесь хранится около 3 тысяч экспонатов, наибольшим интересом из которых пользуется коллекция “Красносельская скань”. Ювелирные изделия сделаны с ажурными узорами из золотых, серебряных, медных или посеребрённых и позолоченных нитей, скрученных или просто соединенных вместе в проволоку по две или три. В этом же музее можно увидеть инструменты и оборудование ювелира-кустаря XIX века.

Сегодня каждый день в Кострому и село Красное люди спешат из Москвы, Ярославля и других городов, чтобы пройтись по многочисленным частным ювелирным магазинчикам, посетить знаменитый Костромской ювелирный завод, где можно посмотреть и купить для себя или в подарок красивые изделия из серебра, золота.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.

Поделиться с друзьями!

Один комментарий

  • Любовь

    Костромская ювелирка самая прекрасная. Я себе приобрела трио “Мистик” – смотрится празднично.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Капча загружается...


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.