Мастер и Маргарита: роман-мистерия, образы и прообразы героев
история

Мастер и Маргарита: роман-мистерия, образы и прообразы героев

Впервые книга Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» попала мне в руки, когда мне было 18 лет. Этот нашумевший мистический роман я перечитывала несколько раз, правда читала я его не до конца, потому что до меня не доходил смысл романа. Много было непонятного в этом произведении. Когда знакомишься с героями романа, то диву даешься — откуда или с кого автор копировал этаких таинственных персонажей? Поэтому, роман «Мастер и Маргарита», был далек не только мне, но и многим моим современникам, для понимания всей его сути. Но он все равно завораживал своим мистицизмом и загадочными героями. И мы в очередной раз брали в руки книгу и начинали перечитывать, чтобы дойти до «этой» сути.

Многие литературоведы до сих пор ведут споры о жанровой уникальности романа «Мастер и Маргарита». Его определяют как философский роман, роман — миф или роман — мистерия.

Так в чем же секрет этого произведения и как автор умудрился написать этакое?

Ходили байки, мол, Булгаков был морфинистом и под этим состоянием, когда у него были глюки, он начинал писать свой шедевр. Но, извините, роман писался в течение 10 лет, а это большой срок для сочинения своего произведения. И что, автор все время находился в неадеквате? И вот интересно, почему при жизни Михаила Булгакова многие его романы были под запретом ? Думаю, читатели поделятся своим мнением в комментариях.

Впервые «Мастер и Маргарита» напечатали в 1967 году, аж через 27 лет после смерти автора. Роман сильно сократили: из него вырезали более 14 тысяч слов. Отдельной книгой полный текст вышел в 1973 году. И в свободной продаже книги не было. Рассказывали, что счастливый обладатель книги давал своему приятелю перепечатать роман на пишущей машинке и потом этот экземпляр путешествовал по всем знакомым.

СПЕКТАКЛЬ «МАСТЕР И МАРГАРИТА» В ТЕАТРЕ НА ТАГАНКЕ

В советские времена самая первая инсценировка романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» была осуществлена Юрием Любимовым в Театре на Таганке в 1977 году. Разрешение на его постановку рассмотрели аж через 10 лет (Любимов подавал заявку в 1967 году). И тут началось! Весь булгаковский роман начали сжимать. К этому прикладывали руку многие критики из худсовета, предлагали вообще изъять из спектакля «бал сатаны». Короче, разложили спектакль по полочкам, кто был за показ всего романа (без изъятия некоторых сцен), а кто-то и против. И все же, резолюцию чиновников пришлось получить: «Классика в цензуре не нуждается».

В этом спектакле не состоялась роль Владимира Высоцкого. На роль Ивана Бездомного режиссер Любимов выбрал именно Владимира Семеновича, так как актер был очень ироничен, что и подходило для образа. В образе Высоцкий-Бездонный актер провел три репетиции и выбор режиссера был точным, но Высоцкий мечтал о роли Воланда, поэтому в спектакле он больше не участвовал.

В роли Мастера Любимов видел только Леонида Филатова, но долгое время актер сомневался, что спектакль будет жить. И первым исполнителем стал Дальвин Щербаков, а спустя годы Леонид Филатов.

На роль Маргариты режиссер долго выбирал исполнительницу, репетируя со многими актрисами. Трудность была в том, что в сцене бала у сатаны Фагот скидывал с Маргариты плащ и она представала совершенно голой, что в советские времена было непозволительным. И все же выбор пал на очаровательную Нину Шацкую, которая «принимала гостей, отважно восседая у самой кромки сцены на деревянной плахе». Это зрелище принималось залом «как произведение искусства, подобно тому как смотришь в музее на торс Венеры».

Первые, кто исполнил роль Воланда, были Вениамин Смехов и Борис Хмельницкий. Позже и Всеволод Соболев. Воланд в исполнении Вениамина Смехова был очень умен, ироничен, артистичен и он придерживался того, что «в жизни нужна борьба красок, игра, а не застойное однообразие».

Образ Иешуа воплотил на сцене Александр Трофимов. Эта роль для него была самой драгоценной. За его чертами лица и тихой речью чувствовалась какая-то тайна, заставляющая зрителей «замереть от прикосновения к таинству мироздания».

Спектакль «Мастер и Маргарита» на Таганке долго жил и был визитной карточкой театра.

«МАСТЕР И МАРГАРИТА» НА ЭКРАНЕ

К сожалению я не была на спектакле в театре на Таганке, но посмотрела сериал Владимира Бортко «Мастер и Маргарита», который увидел свет в 2005 году. В нем задействован прекрасный актерский состав. Сериал вызвал ряд спорных мнений: кому-то не понравилось как сыграли Воланда, Мастера и Маргариту, а кто-то был доволен всей экранизацией романа. Мое мнение, что фильм снят хорошо, но не хватает той энергетики, которая исходит от романа «Мастер и Маргарита», нет булгаковского духа. Читая книгу, я представляла главного героя Воланда эдаким обаятельным искусителем, комичным и опасным, дьявольски брутальным князем тьмы, чего не увидела в фильме, не та, какой образ представляла я, была и Маргарита и т.д.

А вот интересные мнения зрителей:

«Техническое воплощение булгаковского духа на экране не получится до тех пор, пока очередной режиссер не поставит, наконец, перед собой соответствующую сверхзадачу. А ни Кара, ни Бортко (других не беру) такой сверхзадачи либо не ставили сознательно, либо не разглядели ее в «булгаковском духе». Потому что пресловутый булгаковский дух романа — это прежде всего месть. Инфантильно-подростковая мечта о привлечении могущественной сверхсилы для отмщения своим обидчикам, так как отомстить им «рациональными» средствами представляется невозможным».

А вот этот комментарий вообще бомбический!

«Булгаков собирал досье на Сталина под видом сценария пьесы «Батум». Его отравили и он знал это. В «Мастер и Маргарита» он заложил код разрушения последующих поколений. Эта книга месть тяжелобольного человека. Все что человечество собирало и анализировало по крохам тысячелетиями для минимального, но нужного табуирования, Булгаков смог разрушить и начать распад племен в сегменте кириллицы. Есть еще подобное произведение Даниила Андреева» .

ПРОТОТИПЫ ГЕРОЕВ РОМАНА

Над романом «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков работал больше 10 лет. Он много раз менял сюжет, персонажей и добавлял другие. В первой версии черновика не было ни Мастера, ни Маргариты, а Иван Бездомный и Михаил Берлиоз носили другие имена. Прообразами героев становились персонажи других литературных авторов, противники и друзья самого писателя.

МАСТЕР

Главного героя романа Булгаков в основном писал с себя. Например, упоминается возраст Мастера: «человек примерно лет тридцати восьми». На момент написания произведения «Мастер и Маргарита» в 1929 году столько же было автору. Яростные статьи о романе и о Мастере напоминают разоблачительную деятельность, которую запустили против Михаила Булгакова. Очень резко критики выражались о пьесах «Бег», «Дни Турбиных», Зойкина квартира», романе «Белая гвардия», повести «Роковые яйца». В газете «Рабочая Москва» были опубликованы материалы «Ударим по булгаковщине». А в романе Мастер рассказывает: «Через день в другой в газете за подписью Мстислава Лавровича обнаружилась другая статья, где автор ее предлагал ударить, и крепко ударить, по пилатчине…»

Мастера чертами своей внешности автор наделять не стал: «бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимися на лоб клоком волос». В произведении Мастер сжигает сжигает свой роман, что очень схоже с биографией самого Булгакова и Гоголя, которые спалили в огне свои рукописи.

МАРГАРИТА

Маргариту Михаил Булгаков писал со своей жены Елены Шиловской. С ней он познакомился на празднике у друзей. В то время писатель был женат на Любови Белозерской, а Елена находилась в браке с военачальником Евгением Шиловским. И несмотря на то, что оба были не свободными, отношения развивались быстро, что их можно описать фразой из «Мастер и Маргарита»: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке…Так поражает молния, так поражает финский нож!»

Елена Шиловская, как и Маргарита долго не решалась расстаться с мужем, который безумно ее любил. Она давала слово больше не видеться с Михаилом Булгаковым и держала его два года. Но случайная встреча на улице с писателем стала роковой, в этот же день она попросила у мужа развод.

«Я осталась бы у тебя и сейчас, но мне не хочется делать это таким образом. Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью. Он не сделал мне никогда никакого зла…Я объяснюсь с ним завтра утром, скажу, что я люблю другого, и навсегда вернусь к тебе». Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита».

Еще литературным прототипом героини романа стала Маргарита из драмы Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст». Бескорыстная и самоотверженная любовь Гретхен помогла Фаусту избежать бездны. В результате такой же любви Маргариты Мастер «заслужил покой».

Так же Михаил Булгаков наделил свою Маргариту чертами исторической фигуры — французской королевы Маргариты Наваррской. Эта женщина была исключительно образованной для своего времени: она стала первой писательницей во Франции, знала греческий язык и латынь.

«Намекну: одна из французских королев, жившая в шестнадцатом веке…очень изумилась бы, если бы кто-нибудь сказал ей, что ее прелестную прапрапраправнучку я…буду вести под руку в Москве по бальным залам». Михаил Булгаков Мастер и Маргарита».

ИВАН БЕЗДОМНЫЙ

Яростным критиком Булгакова был Александр Безыменский. Стихи он посвящал революции, также писал сатирические произведения. Свою пьесу «Выстрел» опубликовал в 1929 году. Это была пародия на «Дни Турбиных».

Вот что писал Вольфганг Казак в статье «Лексикон русской литературы XX века»:

«Безыменский писал тенденциозные стихи на злобу дня, всегда отвечавшие партийной линии и наполненные радостным оптимизмом. В результате это не более чем рифмованная журналистика».

Своему персонажу Ивану Бездомному Булгаков дал псевдоним, созвучный с фамилией Александра Безыменского. В ссоре героя с поэтом Рюхиным автор повторил конфликт Владимира Маяковского и Безыменского.

«…Надо,

чтоб поэт

и в жизни был мастак.

Мы крепки,

как спирт в полтавском штофе.

Ну, а что вот Безыменский?!

Так…

ничего…

морковный кофе».

В. Маяковский «Юбилейное»

Безыменский «в долгу не остался» и ответил Маяковскому: «Шумел, горел пожар московский»…Все думали, что Маяковский!»

У Ивана Бездомного также был литературный прообраз — герой романа Чарльза Роберта Метьюрина «Мельмот Скиталец» — Джон Стентон. Отправная точка этого произведения очень напоминала сюжетность «Мастера и Маргариты»: Бездомный встретился с Воландом, а Стентон с живым воплощением дьявола. Конец один — оба героя попадают в сумасшедший дом.

МИХАИЛ БЕРЛИОЗ

Советский поэт, автор антирелигиозных стихов — Демьян Бедный стал прообразом Михаила Берлиоза. Именно о таких произведениях говорят Иван Бездомный и Берлиоз на Патриарших прудах, перед тем, как им встретился Воланд.

А ведь Берлиоз напоминает внешне поэта Демьяна Бедного: «Первый из них, приблизительно сорокалетний…был упитан и лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе». К образу Бедного автор добавил очки, а головной убор превратил из зимнего в летний.

В романе Берлиоз был председателем вымышленной литературной организации МАССОЛИТ. Здесь Михаил Булгаков пародирует писательские союзы тех времен — РАПП и МАСТКОМДРАМ.

Еще прообразом Берлиоза стал председатель РАППа — Леопольд Авербах. Он вместе с Владимиром Билль-Белоцерковским и Владимиром Киршоном участвовал в кампании против Михаила Булгакова.

АЛОИЗИЙ МОГАРЫЧ

Алоизий Могарыч не главный герой в романе «Мастер и Маргарита». Это он — Алоизий — написал донос на Мастера, в следствии чего оказался в сумасшедшем доме, а Могарыч сразу же занял подвал Мастера недалеко от Арбата.

Образ Алоизия Булгаков писал с драматурга и сценариста Сергея Ермолинского. Еще в конце 1920-х годов Михаил Булгаков со своей второй женой Любовью Белозерской снимал комнату в Мансуровском переулке (впоследствии это место стало прообразом подвала, где жил Мастер). Драматург Сергей Ермолинский был частым гостем супругов, он стал дружить с писателем. Уже в 1930-х годах Михаил Булгаков стал подозревать, что драматург пишет на него доносы в НКВД.

«И в калиточку вошел человек, он прошел в дом по какому-то делу к моему застройщику, потом сошел в садик и как-то очень быстро свел со мной знакомство. Отрекомендовался он мне журналистом. Понравился он мне до того, вообразите, что я до сих пор иногда вспоминаю и скучаю о нем. Дальше — больше, он стал заходить ко мне. Я узнал, что он холост, что живет рядом со мной примерно в такой же квартирке, что ему тесно там, и прочее. К себе как-то не звал. Жене моей он не нравился до чрезвычайности». Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита».

Сомнения Булгакова не подтвердились. Драматурга Ермолинского арестовали в декабре 1940 года. Когда было следствие, то никаких документов не было обнаружено, которые он мог отправить в НКВД. Но Михаил Булгаков об этом так и не узнал, так как умер до ареста драматурга.

Немного проанализировав образы и прообразы героев романа «Мастер и Маргарита», приходишь к выводу, что у автора было место для мести. И в своем произведении он использовал сатиру, «чтобы через призму смеха вскрыть зловонные нарывы общества».

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Хочется уделить внимание столичной достопримечательности, как Патриаршие пруды. Именно, в романе Михаила Булгакова многие мистические события происходят в этом месте. Думаю, недаром автор выбрал для своих сюжетов эти места, потому что испокон веков Патриаршие были связаны с мистикой, а по легенде, и с нечистой силой. В средние века эту местность называли Козьими болотами, говорят, что здесь язычники совершали свои обряды (жертвоприношение).

Так вот, в 1920-х — начале 1930-х годах на Патриарших прудах орудовала банда гипнотизеров. Они занимались мошенничеством и грабежами. Были и изнасилования загипнотизированных гражданок. Как-то в 30-х годах в мебельном магазине на Патриарших прудах появились два очень странных типа. Один — низкорослый и толстый, одетый в пошлый костюм-тройку, на голове — шляпа-котелок с потертыми полями, а в руке — тросточка, которую обладатель постоянно вертел тремя пальцами. Второй — высокий и худой в грязно-сером пиджаке, на лацкане которого красовался значок ГТО и кепке, надвинутой на лоб. Ну чем не герои булгаковского романа — Азазелло и Коровьева?! Но у них были другие фамилии: Биндер и Орлеанский.

Так вот, два незнакомца пришли в магазин № 4 московского треста «Мосмебель» и, подойдя к продавцу, попросили продать им два платяных шкафа, на что тот ответил, что шкафы отпускаются по розничной цене сто семьдесят девять рублей и только по предварительной записи. Покупатели, которые находились в это время в магазине, рассказывали, что два гражданина начали шептаться с продавцом, а потом и вовсе ушли в подсобку. Оттуда незнакомцы вернулись уже с направлением в кассу на два шкафа.

На выходе из магазина, продавца ждали сотрудники рабоче-крестьянской милиции, которая попросила гражданина Студеницер, так звали продавца, вывернуть карманы и показать полученную взятку. Работник мебельного сразу стал рассказывать, что те двое, дали ему восемьдесят рублей десятирублевыми купюрами за оплату покраски и упаковки мебели. Каково же было удивление, когда продавец из кармана достал вместо денег этикетки от портвейна номер 10.

Короче, на всякий случай задержать решили всех. Но места в милицейской машине для Биндер и Орлеанского не было, поэтому в отделение они отправились пешком в сопровождении милиционера. До конца дня они так и не появились, что встревожило правоохранителей. Начались поиски. Милиционера нашли и где? В вагоне железнодорожного состава Новосибирск — Владивосток. Горемыку сняли с поезда в беспамятстве, т. е. полностью лишенного рассудка. Милиционер находился в состоянии оцепенения с поджатыми к животу руками, ногами и головой, прижатой к груди подбородком. Он не отвечал на вопросы и внешне никак не реагировал. Прибывшая бригада медиков констатировала кататонический ступор.

В романе Булгакова есть эпизоды с червонцами, говорят, что причиной их появления в произведении «Мастер и Маргарита» стала эта громкая история, опубликованная в газете «Известия».

Банду удалось задержать. И где? В том самом доме, который описывает Булгаков в своем романе…только в другой квартире…в 13-й.

Много загадок и историй связано с Патриаршими прудами, но это уже другая история.

А роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» продолжает жить. И впереди нас ждут новые инсценировки, фильмы и новое видение этого удивительного произведения.

Дорогие читатели, а как вы думаете — в чем секрет успеха романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.