Рисунок из произведения "Мастер и Маргарита"
история

«Мастер и Маргарита»: роман — мистерия, образы и прообразы героев

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» во всем мире считают мистическим.

МОЁ ЗНАКОМСТВО С МИХАИЛОМ БУЛГАКОВЫМ

Впервые книга Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» попала мне в руки, когда мне было 18 лет. Этот нашумевший мистический роман я перечитывала несколько раз, правда читала я его не до конца, потому что до меня не доходил смысл романа. Много было непонятного в этом произведении.

Когда знакомишься с героями романа, то диву даешься — откуда или с кого автор копировал этаких таинственных персонажей? Поэтому, роман «Мастер и Маргарита», был далек не только мне, но и многим моим современникам, для понимания всей его сути. Но он все равно завораживал своим мистицизмом и загадочными героями. И мы в очередной раз брали в руки книгу и начинали перечитывать, чтобы дойти до «этой» сути.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: ФРАНЦУЗСКИЙ ДЕЛИКАТЕС ИЗ РОМАНА МИХАИЛА БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Роман — мистерия

Многие литературоведы до сих пор ведут споры о жанровой уникальности романа «Мастер и Маргарита». Его определяют как философский роман, роман — миф или роман — мистерия.

Так в чем же секрет этого произведения и как автор умудрился написать этакое?

Ходили байки, мол, Булгаков был морфинистом и под этим состоянием, когда у него были глюки, он начинал писать свой шедевр. Но, извините, роман писался в течение 10 лет, а это большой срок для сочинения своего произведения. И что, автор все время находился в неадеквате? И вот интересно, почему при жизни Михаила Булгакова многие его романы были под запретом ? Думаю, читатели поделятся своим мнением в комментариях.

Впервые «Мастер и Маргарита» напечатали в 1967 году, аж через 27 лет после смерти автора. Роман сильно сократили: из него вырезали более 14 тысяч слов. Отдельной книгой полный текст вышел в 1973 году. И в свободной продаже книги не было. Рассказывали, что счастливый обладатель книги давал своему приятелю перепечатать роман на пишущей машинке и потом этот экземпляр путешествовал по всем знакомым.

СПЕКТАКЛЬ «МАСТЕР И МАРГАРИТА» В ТЕАТРЕ НА ТАГАНКЕ

В советские времена самая первая инсценировка романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» была осуществлена Юрием Любимовым в Театре на Таганке в 1977 году. Разрешение на его постановку рассмотрели аж через 10 лет (Любимов подавал заявку в 1967 году). И тут началось! Весь булгаковский роман начали сжимать. К этому прикладывали руку многие критики из худсовета, предлагали вообще изъять из спектакля «бал сатаны». Короче, разложили спектакль по полочкам, кто был за показ всего романа (без изъятия некоторых сцен), а кто-то и против. И все же, резолюцию чиновников пришлось получить: «Классика в цензуре не нуждается».

Владимир Высоцкий — Иван Бездонный

В этом спектакле не состоялась роль Владимира Высоцкого. На роль Ивана Бездомного режиссер Любимов выбрал именно Владимира Семеновича, так как актер был очень ироничен, что и подходило для образа. В образе Высоцкий-Бездонный актер провел три репетиции и выбор режиссера был точным, но Высоцкий мечтал о роли Воланда, поэтому в спектакле он больше не участвовал.

Леонид Филатов — Мастер

В роли Мастера Любимов видел только Леонида Филатова, но долгое время актер сомневался, что спектакль будет жить. И первым исполнителем стал Дальвин Щербаков, а спустя годы Леонид Филатов.

Нина Шацкая — Маргарита

На роль Маргариты режиссер долго выбирал исполнительницу, репетируя со многими актрисами. Трудность была в том, что в сцене бала у сатаны Фагот скидывал с Маргариты плащ и она представала совершенно голой, что в советские времена было непозволительным. И все же выбор пал на очаровательную Нину Шацкую, которая «принимала гостей, отважно восседая у самой кромки сцены на деревянной плахе». Это зрелище принималось залом «как произведение искусства, подобно тому как смотришь в музее на торс Венеры».

Вениамин Смехов — Воланд

Первые, кто исполнил роль Воланда, были Вениамин Смехов и Борис Хмельницкий. Позже и Всеволод Соболев. Воланд в исполнении Вениамина Смехова был очень умен, ироничен, артистичен и он придерживался того, что «в жизни нужна борьба красок, игра, а не застойное однообразие».

Александр Трофимов — Иешуа

Образ Иешуа воплотил на сцене Александр Трофимов. Эта роль для него была самой драгоценной. За его чертами лица и тихой речью чувствовалась какая-то тайна, заставляющая зрителей «замереть от прикосновения к таинству мироздания».

Спектакль «Мастер и Маргарита» на Таганке долго жил и был визитной карточкой театра.

Страницы: 1 2 3

Один комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.