Рисунок из произведения "Мастер и Маргарита"
история

«Мастер и Маргарита»: роман — мистерия, образы и прообразы героев

«МАСТЕР И МАРГАРИТА» НА ЭКРАНЕ

К сожалению я не была на спектакле в театре на Таганке, но посмотрела сериал Владимира Бортко «Мастер и Маргарита», который увидел свет в 2005 году. В нем задействован прекрасный актерский состав. Сериал вызвал ряд спорных мнений: кому-то не понравилось как сыграли Воланда, Мастера и Маргариту, а кто-то был доволен всей экранизацией романа. Мое мнение — фильм снят хорошо, но не хватает той энергетики, которая исходит от романа «Мастер и Маргарита», нет булгаковского духа.

Читая книгу, я представляла главного героя Воланда эдаким обаятельным искусителем, комичным и опасным, дьявольски брутальным князем тьмы, чего не увидела в фильме, не та, какой образ представляла я, была и Маргарита…

А вот интересные мнения зрителей:

"Техническое воплощение булгаковского духа на экране не получится до тех пор, пока очередной режиссер не поставит, наконец, перед собой соответствующую сверхзадачу. А ни Кара, ни Бортко (других не беру) такой сверхзадачи либо не ставили сознательно, либо не разглядели ее в "булгаковском духе". Потому что пресловутый булгаковский дух романа - это прежде всего месть. Инфантильно-подростковая мечта о привлечении могущественной сверхсилы для отмщения своим обидчикам, так как отомстить им "рациональными" средствами представляется невозможным".

А вот этот комментарий вообще бомбический!

"Булгаков собирал досье на Сталина под видом сценария пьесы "Батум". Его отравили и он знал это. В "Мастер и Маргарита" он заложил код разрушения последующих поколений. Эта книга месть тяжелобольного человека. Все что человечество собирало и анализировало по крохам тысячелетиями для минимального, но нужного табуирования, Булгаков смог разрушить и начать распад племен в сегменте кириллицы. Есть еще подобное произведение Даниила Андреева" .

ПРОТОТИПЫ ГЕРОЕВ РОМАНА

Над романом «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков работал больше 10 лет. Он много раз менял сюжет, персонажей и добавлял другие. В первой версии черновика не было ни Мастера, ни Маргариты, а Иван Бездомный и Михаил Берлиоз носили другие имена. Прообразами героев становились персонажи других литературных авторов, противники и друзья самого писателя.

Мастер

Главного героя романа Булгаков в основном писал с себя. Например, упоминается возраст Мастера: «человек примерно лет тридцати восьми». На момент написания произведения «Мастер и Маргарита» в 1929 году столько же было автору.

Яростные статьи о романе и о Мастере напоминают разоблачительную деятельность, которую запустили против Михаила Булгакова. Очень резко критики выражались о пьесах «Бег», «Дни Турбиных», Зойкина квартира», романе «Белая гвардия», повести «Роковые яйца». В газете «Рабочая Москва» были опубликованы материалы «Ударим по булгаковщине». А в романе Мастер рассказывает: «Через день в другой в газете за подписью Мстислава Лавровича обнаружилась другая статья, где автор ее предлагал ударить, и крепко ударить, по пилатчине…»

Мастер
"бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимися на лоб клоком волос"
"Мастер и Маргарита" М. Булгаков

Мастера чертами своей внешности автор наделять не стал:«бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимися на лоб клоком волос».

В произведении Мастер сжигает свой роман, что очень схоже с биографией самого Булгакова и Гоголя, которые спалили в огне свои рукописи.

Маргарита

Маргариту Михаил Булгаков писал со своей жены Елены Шиловской. С ней он познакомился на празднике у друзей. В то время писатель был женат на Любови Белозерской, а Елена находилась в браке с военачальником Евгением Шиловским. И несмотря на то, что оба были не свободными, отношения развивались быстро, что их можно описать фразой из «Мастер и Маргарита»:

Маргарита
"Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке...Так поражает молния, так поражает финский нож!"

Елена Шиловская, как и Маргарита долго не решалась расстаться с мужем, который безумно ее любил. Она давала слово больше не видеться с Михаилом Булгаковым и держала его два года. Но случайная встреча на улице с писателем стала роковой, в этот же день она попросила у мужа развод.

«Я осталась бы у тебя и сейчас, но мне не хочется делать это таким образом. Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью. Он не сделал мне никогда никакого зла…Я объяснюсь с ним завтра утром, скажу, что я люблю другого, и навсегда вернусь к тебе». Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита».

Еще литературным прототипом героини романа стала Маргарита из драмы Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст». Бескорыстная и самоотверженная любовь Гретхен помогла Фаусту избежать бездны. В результате такой же любви Маргариты Мастер «заслужил покой».

Так же Михаил Булгаков наделил свою Маргариту чертами исторической фигуры — французской королевы Маргариты Наваррской. Эта женщина была исключительно образованной для своего времени: она стала первой писательницей во Франции, знала греческий язык и латынь.

«Намекну: одна из французских королев, жившая в шестнадцатом веке…очень изумилась бы, если бы кто-нибудь сказал ей, что ее прелестную прапрапраправнучку я…буду вести под руку в Москве по бальным залам». Михаил Булгаков Мастер и Маргарита».

Иван Бездомный

Яростным критиком Булгакова был Александр Безыменский. Стихи он посвящал революции, также писал сатирические произведения. Свою пьесу «Выстрел» опубликовал в 1929 году. Это была пародия на «Дни Турбиных».

Вот что писал Вольфганг Казак в статье «Лексикон русской литературы XX века»:

Иван Бездомный
"Безыменский писал тенденциозные стихи на злобу дня, всегда отвечавшие партийной линии и наполненные радостным оптимизмом. В результате это не более чем рифмованная журналистика".

Своему персонажу Ивану Бездомному Булгаков дал псевдоним, созвучный с фамилией Александра Безыменского. В ссоре героя с поэтом Рюхиным автор повторил конфликт Владимира Маяковского и Безыменского.

"...Надо,
чтоб поэт
и в жизни был мастак.
Мы крепки,
как спирт в полтавском штофе.
Ну, а что вот Безыменский?!
Так...
ничего...
морковный кофе".
В. Маяковский "Юбилейное"

Безыменский «в долгу не остался» и ответил Маяковскому: «Шумел, горел пожар московский»…Все думали, что Маяковский!»

У Ивана Бездомного также был литературный прообраз — герой романа Чарльза Роберта Метьюрина «Мельмот Скиталец» — Джон Стентон. Отправная точка этого произведения очень напоминала сюжетность «Мастера и Маргариты»: Бездомный встретился с Воландом, а Стентон с живым воплощением дьявола. Конец один — оба героя попадают в сумасшедший дом.

Михаил Берлиоз

Советский поэт, автор антирелигиозных стихов — Демьян Бедный стал прообразом Михаила Берлиоза. Именно о таких произведениях говорят Иван Бездомный и Берлиоз на Патриарших прудах, перед тем, как им встретился Воланд.

А ведь Берлиоз напоминает внешне поэта Демьяна Бедного.

К образу Бедного автор добавил очки, а головной убор превратил из зимнего в летний.

Михаил Берлиоз
"Первый из них, приблизительно сорокалетний...был упитан и лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе".

В романе Берлиоз был председателем вымышленной литературной организации МАССОЛИТ. Здесь Михаил Булгаков пародирует писательские союзы тех времен — РАПП и МАСТКОМДРАМ.

Еще прообразом Берлиоза стал председатель РАППа — Леопольд Авербах. Он вместе с Владимиром Билль-Белоцерковским и Владимиром Киршоном участвовал в кампании против Михаила Булгакова.

Алоизий Могарыч

Алоизий Могарыч не главный герой в романе «Мастер и Маргарита». Это он, Алоизий, написал донос на Мастера, в следствии чего оказался в сумасшедшем доме, а Могарыч сразу же занял подвал Мастера недалеко от Арбата.

Образ Алоизия Булгаков писал с драматурга и сценариста Сергея Ермолинского.

Еще в конце 1920-х годов Михаил Булгаков со своей второй женой Любовью Белозерской снимал комнату в Мансуровском переулке (впоследствии это место стало прообразом подвала, где жил Мастер). Драматург Сергей Ермолинский был частым гостем супругов, он стал дружить с писателем. Уже в 1930-х годах Михаил Булгаков стал подозревать, что драматург пишет на него доносы в НКВД.

Алоизий Могарыч
"И в калиточку вошел человек, он прошел в дом по какому-то делу к моему застройщику, потом сошел  в садик и как-то очень быстро свел со мной знакомство. Отрекомендовался он мне журналистом. Понравился он мне до того, вообразите, что я до сих пор иногда вспоминаю и скучаю о нем. Дальше - больше, он стал заходить ко мне. Я узнал, что он холост, что живет рядом со мной примерно в такой же квартирке, что ему тесно там, и прочее. К себе как-то не звал. Жене моей он не нравился до чрезвычайности". Михаил Булгаков "Мастер и Маргарита".

Сомнения Булгакова не подтвердились. Драматурга Ермолинского арестовали в декабре 1940 года. Когда было следствие, то никаких документов не было обнаружено, которые он мог отправить в НКВД. Но Михаил Булгаков об этом так и не узнал, так как умер до ареста драматурга.

Немного проанализировав образы и прообразы героев романа «Мастер и Маргарита», приходишь к выводу, что у автора было место для мести. И в своем произведении он использовал сатиру, «чтобы через призму смеха вскрыть зловонные нарывы общества».

Страницы: 1 2 3

Один комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.