Новогодний маскарад: история и традиции праздника в России
новый год

Новогодний маскарад: история и традиции праздника в России

Маскарад – бал в XVIII – XIX вв имело такое название, как маскированный бал, на который приезжали гости, одетые в исторические, национальные или фантасмагорические костюмы и очень часто с масками на лицах. Маскарады в России появились раньше балов, балов – маскарадов. Начиная с XVIII века в Российском Государстве сложилась традиция называть маскарадом любое событие, на котором все участники были наряжены в костюмы или маски.

ТРАДИЦИИ МАСКАРАДА В РОССИИ

Все европейские праздники появились в России при Петре I. Это были костюмированные развлечения. Самый первый шумный маскарад прошел в Петербурге в 1721 году в честь завершения Северной войны. Сценарий к карнавалу император писал лично и не только…ко многим праздникам.

В маскараде участвовали только приближенные к императору, но и остальные допускались на праздник и исключительно в качестве зрителей. Принимающие участие распределялись по командам, где была главная фигура. как римское божество Нептун, Бахус, Фавн. Потрясающий маскарад длился как правило всю неделю и в этот период было запрещено снимать костюмы и выходить из образов.

Карнавал в Москве

В январе 1722 года в Москве прошел грандиозный карнавал в честь заключения Ништадтского мира. По улицам было шествие шестидесяти саней и конных повозок, декорированных под парусники, галеры и турецкие фелюги.

Маскарад в России

Маскарад в России

На карнавале придворные были наряжены в Бахус на бочке, Нептуна, восседающего в санях в виде громадных раковин с морскими коньками, трубачи с барабанами и литаврами, боярыни в расписных санях, испанки в гондолах, голландские матросы и купцы, “страшные турки – янычары”. Кавалеры и дамы надевали маскарадные “маски – домино”, прикрывающие верхнюю часть лица.

Маскарады метаморфозы

Маскарады стали называть метаморфозами при императрице Елизавете Петровне. Проще говоря превращениями. На такие праздники женщины наряжались в мужские костюмы – панталоны и камзолы, а мужчины являлись в платьях с корсетами.

Елизавета Петровна в маскарадном костюме

Елизавета Петровна в маскарадном костюме

В канун Нового года костюмированные праздники стали устраивать только при Екатерине II. Придворные наряжались в костюмы героев комедии, или комедии дель арте. Это были: Арлекино, Коломбина, Пьеро. Императрица же выходила в свет в русском платье, которое было из двух частей: глухого неширокого нижнего платья с длинными рукавами и молдавана и верхнего распашного платья без рукавов. Модницам полюбился этот стиль. В прессе писали: “Для балов в торжественные дни и для выездов носят дамы русские платья из тафты и из разных, как английских, так и французских материй; рукава бывают одинакового цвета с юбкой; пояса носят по корсету; шитые шелками или каменьями, по приличию платья”.

В XIX веке зимние балы проводились с конца декабря по Масленицу. К маскараду готовились заранее: костюмы заказывали у самых лучших портных и художников.

Что самое интересное, но у каждого бала была своя тематика. Например, в 1820 – 30 – х годах в моде была готика. Мужчины на бал наряжались в рыцарей средних веков, а дамы в монахинь, но чаще они копировали платья французских королев.

“Китайский” бал

В XVIII веке в Российскую империю пришла популярность на все китайское. И появился новый стиль под названием “шинуазри”. С французского это слово переводится “китайщина”. Так Китай повлиял и на маскарадные костюмы. Вот что наблюдалось в феврале 1837 года в Санкт-Петербурге в Аничковом дворце?! Там состоялся грандиозный китайский бал, где присутствовал сам император Николай I в образе китайского правителя мандарина, а его супруга представляла Инспектрису вееров. На балу была и великая княгиня Елена Павловна, став Инспектрисой зонтов, а князь Борис Юсупов приоделся в далай-ламу. Был на китайском балу и поэт Василий Жуковский в маске философа Лао-цзы.

Эпоха “барокко”

Уже во второй половине XIX века на карнавалах царила эпоха “барокко”. Женщины наряжались в костюмы в стиле Марии Стюарт – с пышными рукавами и большим воротником, заказывали платья инфант и это хорошо изображено на портретах Диего Веласкеса. Ко всему этому присоединились античные балы, куда посетители приходили в туниках, сандалиях на древнегреческий манер.

Китайский бал-маскарад

Китайский бал-маскарад

“Над затылком, смаскированный шиньоном или собственной косой, помещается небольшой газовый резервуар; от него обеих сторон дугой, как венок, огибает голову газопроводная трубочка, на которой насажены очень маленькие горелки, покрытые стеклянными цветными шариками, которые устроены подобно ламповым цветным шарам. Сама проволока, конечно, смаскирована золотой каймой наподобие диадемы и, если угодно, может быть украшена драгоценными камнями. Отверстия горелок малы, почти микроскопичны, так что выпускают газ очень дробными долями. Запас его, хранящийся в резервуаре, оказывается совершенно достаточным на все время бала”.

Египетский стиль

В 1870 – х годах стали популярными балы, посвященные Древнему Египту. В первое и второе десятилетие XIX века в России был самый расцвет египетского стиля. Только через 50 лет о нем вновь вспомнили, благодаря выходу в свет оперы “Аида”композитора Джузеппе Верди, где действие разворачивается в Фивах и в Мемфисе. На маскарад дамы приходили в красивых туниках из белого шелка и золотой парчи. Портные на заказ изготавливали воротники – оплечья, расшитые стеклярусом, немыслимые головные уборы, которым позавидовала бы сама Нефертити.

РУССКИЕ БАЛЫ

Исторические балы в русском стиле стали популярными при императоре Александре III. В Петербурге на улице Гороховой был магазин народного платья, где специально для бала a la russe можно было купить костюм “Калужанка”, который выглядел в виде расшитой русской рубахи, шелковой юбки с вышитым передником, зеленой бархатной безрукавки, обшитой мехом и, конечно, красные сафьяновые сапожки.

Меценат и промышленник Александр Половцов был участником бала “допетровской Руси”, который сопровождал великий князь Владимир Александрович, вспоминал: “На императрице верный исторический костюм царицы, нарисованный князем Григорием Гагариным. Богатство материи и камней чрезвычайное. Жена моя в русском костюме XI столетия, дочь – в татарском уборе”.

Императрица на маскараде

Императрица на маскараде

А вот что писал другой гость – очевидец: “На парадной лестнице, на площадке и в дверях малой столовой стояла прислуга, одетая в живописные костюмы разных эпох, имеющие связь с русской историей: то были скифы, варяги, стрельцы новгородские и московские. Вскоре гостиная и танцевальная зала наполнились русскими боярами, боярынями и боярскими детьми обоего пола, воеводами, витязями, думными и посольскими дьяками, кравчими, сокольничими, ловчими, рындами, конными и пешими жильцами (времен Иоанна IV), варягами, печенегами, запорожцами, казаками…Казалось, вся допетровская Русь воскресла и прислала на этот бал своих представителей”.

Величественный праздник в русском стиле провел и Николай II в 1903 году. Тема бала была – правление царя Алексея Михайловича, где его играл сам император. На нем был кафтан из золотой парчи и царская шапка. Императрица Александра Федоровна исполняла роль царицы Марии Ильиничны. В древнерусских костюмах были наряжены даже музыканты оркестра.

Восточный стиль

Благодаря строительству Китайско – Восточной железной дороги (XIX – XX вв) высший свет вновь заинтересовался восточными мотивами. Модницы заказывали аутентичные веера, переводили на шелк иероглифы и орнаменты.

Воспоминания мемуаристки Татьяны Аксаковой – Сиверс: “На Рождестве я была одета китаянкой и имела забавный вид в расшитом золотом и яркими цветами кимоно. На высоко зачесанных волосах дребезжали приделанные к пружинкам серебряные украшения. Все эти аксессуары были привезены Васей Оболенским, мужем маминой двоюродной сестры Наты, из Китая, и одолжены мне по случаю маскарада”.

Маскарад на Рождество

Маскарад на Рождество

В те времена все восточное стало популярным, не исключение и спектакли Русских сезонов Сергея Дягилева. Так, художник Лев Бакст, оформлявший постановки, шил заграничным и русским модницам костюмы по мотивам балета “Шехерезада”.

Маскарадные костюмы были популярными вплоть до начала Первой мировой войны. Все костюмы отличались своей оригинальностью: наряжались в школьные парты, календари, журнальные листки, снежные заносы.

В XIX веке в маскарадах участвовали дети. У Бориса Кустодиева есть картина “Дети в карнавальных костюмах”, где он изобразил своих детей Кирилла и Ирину в костюмах кавалера и дамы рубежа XVII – XVIII веков. В доме художника всегда проходили маскарадные вечера, где было очень много гостей.

На праздники имели костюмы пиратов, королевских пажей и царевичей, а девочки наряжались принцессами, феями, цыганками и, конечно, Красной Шапочкой.

В книге “Белеет парус одинокий” писатель Валентин Катаев описал новогодний карнавал, действие которой происходит в 1905 году: “Все девочки превратились в цыганок и русалок…Шумела папиросная бумага плащей и юбочек, на проволочных стеблях раскачивались искусственные розы, струились шелковые ленты бубнов”.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: КАК ВСТРЕЧАЛИ НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК В ИНСТИТУТЕ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ

НУ, ЗДРАВСТВУЙ, ЁЛКА!

И вот, революция все решила. После нее Рождество и Новый год стали рабочими днями, а обычай наряжать елку посчитали поповским. Исчез самый любимый праздник, а вместе с ним и маскарадные костюмы.

Новогодние костюмы

Только в 1935 году началось возрождение костюмированного новогоднего праздника. В конце декабря газете “Правда” вышла статья первого секретаря Киевского обкома ВКП (б) и второго секретаря ЦК ВКП (б) Украинской ССР Павла Постышева, где говорилось об организации к Новому году елки для детей.

Новогодний праздник

Новогодний праздник

 В 1937 году в Колонном зале Дома Союзов была установлена публичная новогодняя елка. Через 10 лет, в 1947 году 1 января официально провозгласили выходным днем. Новый год вернули, а значит, вернулись и новогодние костюмы, в которые наряжались только дети.

Снежинки, зайчики и петрушка

Костюмы на новогодний праздник шили родители из всевозможных материалов: занавески, марля, вата, поролон, бусинки и другие безделушки. Девочкам шили наряды снежинок, а мальчикам кролика.

Костюм снежинки состоял из накрахмаленного подъюбника из марли с мишурой. В советские времена сложно была найти нарядную ткань, поэтому иногда в ход шла свадебная фата или занавески. Из чешек делались красивые туфли, которые тоже украшались по – новогоднему, из картона мастерилась корона, обклеенная ватой и украшенная блестящим бисером, бусинками или толченными в крошку старыми новогодними игрушками.

Дети в новогодних костюмах

Советские дети в новогодних костюмах

С костюмом зайчика было все просто. К комбинезону или шортам из белого материала пришивали меховой хвост, уши крепили на картонный обруч.

С костюмом Петрушки для мальчиков вообще не было проблем. Надевался яркий костюм и колпак.

После полета Юрия Гагарина в космос стали появляться у новогодней елки юные космонавты в самодельных шлемах с надписью “СССР”.

Для создания костюмов вдохновляло и советское кино с участием Любовь Орловой в фильме “Цирк”, где стали появляться маски клоунов или “Полосатый рейс” после которого многие дети захотели нарядиться дрессировщиками и тиграми. Знаменитый фильм 1975 года “Приключения Буратино” вдохновил детей и их родителей и на утренники стали приходить Пьеро, Мальвина, Буратино, лиса Алиса, Артемон и кот Базилио. А в 1978 году под елкой появились юные мушкетеры со шпагой и в объемных шляпах.

МАСКИ НА НОВЫЙ ГОД

Новогодние маски стали главным составляющим многих маскарадных костюмов в виде лис, медведей, обезьянок, зайцев и многих других сказочных персонажей.

Эскиз маски создавал художник, по нему делали гипсовый слепок, который служил моделью для масок из папье – маше. Маски тиражировали и продавали в магазинах. Первые появились после войны. Над масками работали выпускники художественных училищ.

Маскарад и маски

Маскарадные маски

В 50 – е годы маски мастерили вручную, расписывали их гуашью. Их можно было купить в отделах игрушек и стоили они недорого, поэтому и считались дефицитным товаром.

Известным автором масок был живописец и медальер Лев Разумовский, который вернулся с фронта без руки. Он отучился на отделении скульптуры Ленинградского высшего художественно – промышленного училища имени Веры Мухиной и отправился работать мастером на фабрику “Ленигрушка”.

К 155 летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина в 1954 году фабрика игрушек получила заказы. Лев Разумовский начал создавать цикл эскизов по мотивам пушкинских сказок. Самыми модными стали маски “Бабки” и “Дедки”, в которые маскировались не только дети, но и взрослые. Особенно это наблюдалось на предприятиях, домах культуры, где коллективно отмечался Новый год. Вспомним фильм Эльдара Рязанова “Карнавальная ночь”?!

Только в 70 – е годы елочные игрушки и маски перестали быть дефицитом, так как на многих фабриках отладили производство масок из пластика. Они делались быстро, чем это было вручную и стоили намного дешевле. В новогоднюю ночь каждая семья могла себе позволить устроить свой небольшой маскарад.

Источник: культура

Фото: из интернета (Яндекс)

Понравилась статья? Подпишитесь на новостную рассылку.

Поделиться с друзьями!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Капча загружается...


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.