Дыхание веков: Старый город — Малый Иерусалим в Евпатории
Старый город Евпатории называют Малый Иерусалим, сердцем Западного Крыма. Сюда приезжают со всех уголков земли, чтобы окунуться во времена античности.
ДЫХАНИЕ ВРЕМЕНИ
Наша экскурсионная прогулка по Евпатории продолжается. Автобус, в котором мы должны добираться до Старого города, прилично опоздал, поэтому практически на каждой остановке мы собирали, как урожай, туристов. На последней остановке в автобус села гид — экскурсовод. Поздоровавшись и пересчитав нас по головам, мы тронулись с места. Цель всей поездки — это знакомство со Старым городом Евпатории и ее лицом — Малый Иерусалим.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: 50 ОТТЕНКОВ РОЗОВОГО: ТУР НА ОЗЕРО САСЫК — СИВАШ В КРЫМУ
Степной город — Керкинитида
О степном городе Керкинитида — Евпатория я буду писать на память, о чем нам поведала экскурсовод, и кое — что добавлю из источников.
Так вот, об истории Евпатории, и поселений, которые предшествовали ей, хорошо сказал когда — то академик Б. Д. Греков:
«Крымский полуостров очень рано вышел на арену мировой истории и сыграл крупную роль в международной жизни античного и средневекового мира…На полуострове перебывало много племен и народов, которые оставили разнообразнейшие памятники материальной культуры».
Археологические раскопки остатков городищ, различные предметы труда, культуры, быта, которые были найдены на месте Евпатории и в окрестностях, а также письмена древних авторов позволили установить, что более двух с половиной тысяч лет назад здесь жили тавры. Во времена греческой колонизации на этом месте — в конце VI — начале V в до нашей эры — возник античный город Керкинитида. В те далекие века (IV — III вв. до нашей эры) он был тесно связан с Афинами, Херсонесом, Синопом и другими поселениями и вел главную роль в экономических, торговых связях с ними. Здесь чеканилась своя монета, строились шикарные здания и были сооружены оборонительные стены вокруг города.
В этом степном краю природа и климат благоприятствовали развитию скотоводства, земледелия, добычи соли, строительного камня, рыбной ловли. Жители Керкинитиды занимались и различными ремеслами, торговали. Здесь была высокоразвитая культура, о чем свидетельствуют предметы, найденные археологами.
«Между скифским государством — оно образовалось в III — II вв. до н. э. со столицей Неаполь Скифский (юго — восточная окраина Симферополя) — и греческими городами — колониями шла долгая и ожесточенная борьба. Не раз подвергалась нападению скифов и Керкинитида. Известно, например, что во II в. до нашей эры скифы овладели этим городом. Но через некоторое время они были вытеснены из Керкинитиды войсками Диофанта — одного из полководцев понтийского царя Митридата VI Евпатора (132 — 63 гг. до н. э.).»
Керкинитида, видимо, погибла в VI в. н. э. в связи с нашествием кочевников — гуннов.
При археологических раскопках было обнаружено много интересных древних письменных источников в курганах, расположенных в окрестных степях вблизи Евпатории.
После нашествия гуннов через Крым пролегал путь многих кочевых народов (хазар, печенегов и другие).
СТАРЫЙ ГОРОД
В XIII веке в Крым ворвались полчища монголо — татарских завоевателей и полуостровом стали управлять прокураторы ханов Золотой Орды. Так в XV веке образовалось самостоятельное ханство, которое впоследствии попало в турецкую зависимость, а далее перешло в подчинение Турции.
На месте нынешней Евпатории турки и татары построили город — крепость Гезлев, русские и украинцы называли его Козлов. Этот город был центром работорговли в Крыму.
Малый Иерусалим
Именно, от Гезлевских ворот дровяного базара (одун — базар къапусы) началась наша экскурсия. Мы вышли из автобуса, прихватили с собой смартфоны, фотоаппараты и направились в Старый город. Гид стала рассказывать, что за этими воротами располагался дровяной базар и крупный рынок работорговли. Это были центральные ворота крепости, отсюда шла дорога на Бахчисарай.
У входа нас встречала деревянная старая телега груженная дровами времён неизвестных…
Говорят это символ одун — базар къапусы.
А за воротами шла как обычно торговля, правда не бойкая, но шла. Здесь вам лавки: «все из натуральной кожи», деревянные изделия и сувениры, продажа кофе и всевозможных экзотических турок, декоративных тарелок, прочей утвари, восточные сладости и многое многое другое. Здесь даже кузнец проводит мастер — классы.
Вообще Гезлевские ворота представляют собой трехэтажный культурно — этнографический центр, но посещение его в нашу экскурсионную программу не входило. Поэтому двигаемся дальше.
Мы прошли торговые ряды и направились прямо к арке, выходим к караимским кенасам. Роскошный комплекс кенас состоит из нескольких зданий. Это памятник архитектуры, который с 1837 года считается духовным центром караимов в России.
Построен комплекс был в начале XIX века по проекту Самуила и Соломона Бабовичей. В 1851 году император Александр I посетил кенас, в память об этом событии был установлен мраморный обелиск.
Ни в храм, ни во внутренний двор, где располагаются древние надгробия, мы не попали, так как обзорная экскурсия была вечерней.
Мы гуляли по Старому городу и любовались архитектурой, древними улочками, двориками, которые кое — где необходимо отреставрировать.
Здания, находящиеся на территории Малого Иерусалима, небольшие. Здесь проживают люди разных национальностей и разного вероисповедания. Есть дома, которым и по 200 лет, дома, принадлежавшие когда — то известным личностям, дом известного купца Соломона Бота, дом графа Николая Мамуны, который несколько раз избирался головой Евпатории.
Старый город колоритный и он всегда привлекал и привлекает людей искусства. Так на улице Караимской снимали художественный фильм «Плохой хороший человек», в котором сыграл Владимир Семенович Высоцкий. Здесь же в честь него установили мемориальную доску. И не потому что он снялся в кинокартине, а потому, что одну из песен он посвятил Евпатории. Это «Черные бушлаты» — о евпаторийском десанте 1942 года.
Изюминка Малого Иерусалима — это росписи на стенах, выполненных местными художниками. Но самая интересная художественная карта маршрута, написанная в 2016 году сыном и матерью Линой и Вячеславом Суховеевыми. Большое настенное полотно посвящено приезду в Евпаторию в 1916 году императора Николая II.
По дороге мы заглянули в синагогу Егия Капай. В народе ее называют «ремесленной», так как общество ремесленников жертвовали средства на ее возведение.
Архитектура синагоги восхищает. Она построена в виде базилики, состоящей из трех ярусов. Здесь действует еврейский культурно — этнографический центр, на территории открыто кафе — музей кошерной кухни с интересным названием «Йоськин кот».
Еще одна изюминка синагоги — это Стена плача. Любой желающий может написать записку с заветным желанием и вложить ее в отверстие между камней. Два раза в год представитель синагоги собирает записки и отвозит их к Стене плача в Иерусалим.
Оставив свое желание, хорошо бы бросить монетки в большую котокопилку, которая выполняет функцию скамейки. Наши туристы бросились к арт — объекту и начали кидать монеты, фотографироваться.
Погуляв по узким улочкам, мы направились к историко — архитектурному ансамблю «Текие Дервишей». В этот ансамбль входят бывшее здание медресе XVIII века, мечеть Джума — Джами XVII века и главный объект — храм суфийского ордена «Мевлеви», или текие дервишей XV века.
Уже стемнело и наша экскурсия подошла к концу, но с заходом в Собор Святого Николая. Мы с мужем не пошли, так как изрядно подустали и нам хотелось «домой» в нашу здравницу. Мы направились на площадь, где нас ожидал экскурсионный автобус. Пока ждали туристов, сделали еще несколько вечерних снимков.
По дороге в санаторий экскурсовод закончила свою работу со словами: «В 1784 году, когда приехала Екатерина II в степные края Крыма, то она издала Указ о переименовании города Гезлев в Евпаторию. Современные исследователи считают, что императрица назвала его в честь понтийского царя Митридата VI Евпатора, но и себя не забыла, добавив еще две буквы — ЕВПАТОР -И -Я.»
На этой ноте наше путешествие по Старому городу Евпатории закончилось.
Материалы: С. Северинов, В. Ягупов «Евпатория — курорт»
Фото: Любовь Суслина
Понравилась статья? Подпишитесь на новостные рассылки.