Здание в Старым городе в Евпатории
путешествия

Дыхание веков: Старый город – Малый Иерусалим в Евпатории

Старый город Евпатории называют Малый Иерусалим, сердцем Западного Крыма. Сюда приезжают со всех уголков земли, чтобы окунуться во времена античности.

Наша экскурсионная прогулка по Евпатории продолжается. Автобус, в котором мы должны добираться до Старого города, прилично опоздал, поэтому практически на каждой остановке мы собирали, как урожай, туристов. На последней остановке в автобус села гид – экскурсовод. Поздоровавшись и пересчитав нас по головам, мы тронулись с места. Цель всей поездки – это знакомство со Старым городом Евпатории и ее лицом – Малый Иерусалим.

О степном городе Керкинитида – Евпатория я буду писать на память, о чем нам поведала экскурсовод, и кое – что добавлю из источников.

Так вот, об истории Евпатории, и поселений, которые предшествовали ей, хорошо сказал когда – то академик Б. Д. Греков:

“Крымский полуостров очень рано вышел на арену мировой истории и сыграл крупную роль в международной жизни античного и средневекового мира…На полуострове перебывало много племен и народов, которые оставили разнообразнейшие памятники материальной культуры”.

Археологические раскопки остатков городищ, различные предметы труда, культуры, быта, которые были найдены на месте Евпатории и в окрестностях, а также письмена древних авторов позволили установить, что более двух с половиной тысяч лет назад здесь жили тавры. Во времена греческой колонизации на этом месте – в конце VI – начале V в до нашей эры – возник античный город Керкинитида. В те далекие века (IV – III вв. до нашей эры) он был тесно связан с Афинами, Херсонесом, Синопом и другими поселениями и вел главную роль в экономических, торговых связях с ними. Здесь чеканилась своя монета, строились шикарные здания и были сооружены оборонительные стены вокруг города.

В этом степном краю природа и климат благоприятствовали развитию скотоводства, земледелия, добычи соли, строительного камня, рыбной ловли. Жители Керкинитиды занимались и различными ремеслами, торговали. Здесь была высокоразвитая культура, о чем свидетельствуют предметы, найденные археологами.

“Между скифским государством – оно образовалось в III – II вв. до н. э. со столицей Неаполь Скифский (юго – восточная окраина Симферополя) – и греческими городами – колониями шла долгая и ожесточенная борьба. Не раз подвергалась нападению скифов и Керкинитида. Известно, например, что во II в. до нашей эры скифы овладели этим городом. Но через некоторое время они были вытеснены из Керкинитиды войсками Диофанта – одного из полководцев понтийского царя Митридата VI Евпатора (132 – 63 гг. до н. э.).”

Керкинитида, видимо, погибла в VI в. н. э. в связи с нашествием кочевников – гуннов.

При археологических раскопках было обнаружено много интересных древних письменных источников в курганах, расположенных в окрестных степях вблизи Евпатории.

После нашествия гуннов через Крым пролегал путь многих кочевых народов (хазар, печенегов и другие).

В XIII веке в Крым ворвались полчища монголо – татарских завоевателей и полуостровом стали управлять прокураторы ханов Золотой Орды. Так в XV веке образовалось самостоятельное ханство, которое впоследствии попало в турецкую зависимость, а далее перешло в подчинение Турции.

На месте нынешней Евпатории турки и татары построили город – крепость Гезлев, русские и украинцы называли его Козлов. Этот город был центром работорговли в Крыму.

Именно, от Гезлевских ворот дровяного базара (одун – базар къапусы) началась наша экскурсия. Мы вышли из автобуса, прихватили с собой смартфоны, фотоаппараты и направились в Старый город. Гид стала рассказывать, что за этими воротами располагался дровяной базар и крупный рынок работорговли. Это были центральные ворота крепости, отсюда шла дорога на Бахчисарай.

У входа нас встречала деревянная старая телега груженная дровами времён неизвестных…

Говорят это символ одун – базар къапусы.

А за воротами шла как обычно торговля, правда не бойкая, но шла. Здесь вам лавки: “все из натуральной кожи”, деревянные изделия и сувениры, продажа кофе и всевозможных экзотических турок, декоративных тарелок, прочей утвари, восточные сладости и многое многое другое. Здесь даже кузнец проводит мастер – классы.

Вообще Гезлевские ворота представляют собой трехэтажный культурно – этнографический центр, но посещение его в нашу экскурсионную программу не входило. Поэтому двигаемся дальше.

Мы прошли торговые ряды и направились прямо к арке, выходим к караимским кенасам. Роскошный комплекс кенас состоит из нескольких зданий. Это памятник архитектуры, который с 1837 года считается духовным центром караимов в России.

Построен комплекс был в начале XIX века по проекту Самуила и Соломона Бабовичей. В 1851 году император Александр I посетил кенас, в память об этом событии был установлен мраморный обелиск.

Ни в храм, ни во внутренний двор, где располагаются древние надгробия, мы не попали, так как обзорная экскурсия была вечерней.

Мы гуляли по Старому городу и любовались архитектурой, древними улочками, двориками, которые кое – где необходимо отреставрировать.

Здания, находящиеся на территории Малого Иерусалима, небольшие. Здесь проживают люди разных национальностей и разного вероисповедания. Есть дома, которым и по 200 лет, дома, принадлежавшие когда – то известным личностям, дом известного купца Соломона Бота, дом графа Николая Мамуны, который несколько раз избирался головой Евпатории.

Старый город колоритный и он всегда привлекал и привлекает людей искусства. Так на улице Караимской снимали художественный фильм “Плохой хороший человек”, в котором сыграл Владимир Семенович Высоцкий. Здесь же в честь него установили мемориальную доску. И не потому что он снялся в кинокартине, а потому, что одну из песен он посвятил Евпатории. Это “Черные бушлаты” – о евпаторийском десанте 1942 года.

Изюминка Малого Иерусалима – это росписи на стенах, выполненных местными художниками. Но самая интересная художественная карта маршрута, написанная в 2016 году сыном и матерью Линой и Вячеславом Суховеевыми. Большое настенное полотно посвящено приезду в Евпаторию в 1916 году императора Николая II.

По дороге мы заглянули в синагогу Егия Капай. В народе ее называют “ремесленной”, так как общество ремесленников жертвовали средства на ее возведение.

Архитектура синагоги восхищает. Она построена в виде базилики, состоящей из трех ярусов. Здесь действует еврейский культурно – этнографический центр, на территории открыто кафе – музей кошерной кухни с интересным названием “Йоськин кот”.

Еще одна изюминка синагоги – это Стена плача. Любой желающий может написать записку с заветным желанием и вложить ее в отверстие между камней. Два раза в год представитель синагоги собирает записки и отвозит их к Стене плача в Иерусалим.

Оставив свое желание, хорошо бы бросить монетки в большую котокопилку, которая выполняет функцию скамейки. Наши туристы бросились к арт – объекту и начали кидать монеты, фотографироваться.

Погуляв по узким улочкам, мы направились к историко – архитектурному ансамблю “Текие Дервишей”. В этот ансамбль входят бывшее здание медресе XVIII века, мечеть Джума – Джами XVII века и главный объект – храм суфийского ордена “Мевлеви”, или текие дервишей XV века.

Уже стемнело и наша экскурсия подошла к концу, но с заходом в Собор Святого Николая. Мы с мужем не пошли, так как изрядно подустали и нам хотелось “домой” в нашу здравницу. Мы направились на площадь, где нас ожидал экскурсионный автобус. Пока ждали туристов, сделали еще несколько вечерних снимков.

По дороге в санаторий экскурсовод закончила свою работу со словами: “В 1784 году, когда приехала Екатерина II в степные края Крыма, то она издала Указ о переименовании города Гезлев в Евпаторию. Современные исследователи считают, что императрица назвала его в честь понтийского царя Митридата VI Евпатора, но и себя не забыла, добавив еще две буквы – ЕВПАТОР -И -Я.”

На этой ноте наше путешествие по Старому городу Евпатории закончилось.

Материалы: С. Северинов, В. Ягупов “Евпатория – курорт”

Понравилась статья? Подпишитесь на новостные рассылки.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.